Домой Новости Почему в Казахстане вместо телерекламы ставят “заглушки”?

Почему в Казахстане вместо телерекламы ставят “заглушки”?

1968
0

Журналисты «Открытой Азии» подготовили актуальный материал о запрете рекламы на иностранных каналах, транслируемых в Казахстане. Здесь подготовлены подробные ответы на интересующие вопросы. 

Что произошло?

С 1 июля в Казахстане вступила в силу норма о запрете на распространение рекламы иностранными телеканалами. На самом деле, Закон №376-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам предпринимательства»  был принят еще 29 октября 2015 года и вступил в силу с 1 января 2016 года. Один из его пунктов вносил корректировку в закон «О телерадиовещании». Но тогда операторы кабельного вещания заявили о неготовности к этой мере и попросили им дать полгода. Принятие поправок грозило, по их мнению, потерей полутора тысяч рабочих мест и недополучением в бюджет 2 млрд тенге налогов.

Кого коснулись поправки и каким образом?

Закон коснулся непосредственно кабельных и отечественных телевизионных каналов, ретранслирующих зарубежное вещание. Отныне иностранные рекламодатели должны заключать контракты непосредственно с казахстанскими телеканалами. А в кабельной сети теперь обязаны вырезать неоплаченную в казахстанском эфире рекламу. Для операторов это дополнительные расходы и усилия, а для отечественных каналов норма обещает стать благом. Ожидается, что поправки должны кардинально изменить систему перераспределения средств на рынке телевещания. Если прежде львиную долю денег от рекламы получали иностранные компании, то теперь, все средства — а это, по подсчётам экспертов, порядка 4 миллиардов тенге в год — должны будут доставаться казахстанским телеканалам.

Как теперь будут работать кабельные операторы?

Если в эфире телеканала появляется иностранная реклама, казахстанский кабельный оператор обязан ее вырезать. Вместо этого должно стоять либо пустое рекламное поле, либо оно должно быть заменено местной рекламой. В ближайшее время Министерство информации и коммуникаций пообещало заполнить эти пустоты социальными роликами.

Сейчас «заглушки» выглядят примерно так:zagluchka.jpg

По мнению юриста в сфере кабельного телевидения Антона Шина, это влечет за собой большие затраты на приобретение специального оборудования для вырезки или замены чужой рекламы, либо дополнительный наем персонала, который бы отслеживал и вручную выключал ее из эфира. Стоимость оборудования может оказаться для небольших кабельных операторов неподъемным. В Ассоциации операторов кабельного телевидения считают, что введенный запрет приведет к закрытию некоторых кабельных каналов в городах Казахстана.

Кто уже готов работать по новым правилам?

Кабельные каналы брали отсрочку для того, чтобы провести переговоры с иностранными телеканалами, а также технически переоборудовать свои станции для самостоятельного вырезания неоплаченной рекламы. Некоторые зарубежные партнеры еще до вступления закона в силу начали предоставлять в кабельную сеть уже очищенный от рекламы контент (к примеру, каналы группы Viasat — TV 1000, Explore, History, Viasat Sport и др.).  К 1 июля крупные кабельные операторы страны («Казтелерадио», «Казахтелеком», «АлмаТВ», IDTV,  Otau-TV) уже были готовы осуществлять вырезку рекламных блоков и на льготных условиях передавать очищенный сигнал другим станциям. Те же операторы, которые не имеют технической возможности самостоятельно решать этот вопрос, могут получать очищенный сигнал от Национального оператора телерадиовещания (АО «Казтелерадио»). Кабельщики с незначительной абонентской базой с 1 июля должны будут либо отключать, либо заменять каналы, не исполняющие нормы отечественного законодательства.

Как перераспределится рынок?

Сегодня различными кабельными сетями транслируются до 150 телеканалов, из которых 70% – иностранные. На них не распространяются многие ограничения, предусмотренные законами Казахстана «О телерадиовещании», «О языках», «О рекламе». Это ставило казахстанские СМИ в заведомо неравное положение, — считает министр информации и коммуникаций Даурен Абаев. Кроме того, на многих иностранных каналах транслируется реклама товаров и услуг, не прошедших сертификацию и лицензирование, или вовсе запрещённых на рынке Казахстана (например, алкоголя). Таким образом, отечественные каналы недополучали значительную часть средств с рекламного рынка.

Что думают на отечественных телеканалах?

сли раньше крупные казахстанские рекламодатели, глядя на аудитории телеканалов,  выбирали иностранные, скажем, “Первый канал” (Россия), поскольку он на 100% охватывал территорию Казахстана, то со вступлением  в силу новых поправок, они будут вынуждены заключать договоры о рекламе с отечественными станциями. Эти средства пойдут на развитие местного контента, который, по закону, должен составлять не менее 40% от вещания. Это, по мнению генерального директора “31 канала” Багдата Коджахметова, позволит начать производить ежегодно до тысячи часов собственных сериалов.

Сколько в Казахстане кабельных каналов?

На сегодня в Казахстане зарегистрировано 108 кабельных операторов, 12 из которых не осуществляют свою деятельность. Они прекратили работать до 1 января 2016 года.