Домой Новости Современные исламские течения в Казахстане — подробный обзор

Современные исламские течения в Казахстане — подробный обзор

8407
0
Фото с сайта nazenergy.at.ua
Фото с сайта nazenergy.at.ua

Теракт в казахстанском городе Актобе и то, как о нем говорили в обществе и писали в социальных сетях, показал, насколько мы плохо разбираемся в канонах ислама и отличаем друг от друга последователей религии. Не понимаем, чем течения отличаются от партий, какие из них считаются радикальными и запрещены в Казахстане.

«Открытая Азия онлайн» сделала подробный обзор современных нетрадиционных исламских течений и групп.

Асылбек Избаиров

«Освещая теракт в Актобе, журналисты с легкой руки некоторых политиков и самозванных «экспертов» стали ошибочно использовать незнакомую для них исламскую терминологию. В итоге это привело к усилению исламофобии в стране, чего собственно и добиваются внешние спонсоры этих терактов», — Асылбек Избаиров, профессор кафедры религиоведения Евразийского Национального университета им. Л. Гумилева

norootОсновным религиозно-правовым учением в Казахстане признан мазхаб и учение Абу-Халифы — Ханафитский мазхаб. Его называют самым либеральным в отношении отправления основных обрядов ислама, а также за привнесение в него этнических обычаев и традиций.

Ханафитский мазхаб — самый распространённый среди всех правовых школ. Последователи этого мазхаба составляют около половины всего мусульманского населения земли. Ханафиты живут в Казахстане, странах Центральной Азии, России, Азербайджане, Турции, Сирии, Египте и других государствах мира.

Но сейчас в Казахстане есть последователи и других течений ислама, с которыми раньше многие из нас были незнакомы.

noroot (1)

«Салафиты» — это не столько течение, сколько явление, потому что внутри него существует множество делений, порой противоречащих друг другу. Но в целом салафизм — это проявление ортодоксального ислама. Сегодня в Казахстане среди салафитов существуют несколько групп.

Мадхалиты

В 90-х годах прошлого века в Саудовской Аравии возник спор по поводу присутствия американских военных баз на территории страны. Король Саудовской Аравии выступал за присутствие баз. В это время из Египта в результате притеснений бежали представители исламской группировки «Ихван-уль-муслимин» («Братья-мусульмане»). Из них несколько представителей выступило против короля Саудовской Аравии и его решения о размещении военных баз США. Тогда и возникло это движение, которое в целом, выступая за власть короля Саудовской Аравии, оказалось против его решений.

Одной из отличительных черт мадхалитов является утрированное подчеркивание своей лояльности к правителю. Так они хотят реабилитировать салафитское течение перед лицом государства и получить лояльность и поддержку с его стороны.

Но, призывая подчиняться правителю, мадхалиты не подчиняются Духовному управлению мусульман Казахстана и имамам мечетей. Поэтому в этом противоречии кроется некое лицемерие с их стороны.

Мадхалиты более других салафитских групп уделяют внимание теме нововведений (бидаа), не разделяя их при этом на хорошие и плохие. Приверженцы мадхализма считают, что в исламе запрещены нововведения. К ним они относят, в частности, традиции казахов (7-, 40-дневные поминки, поклонение духам предков), считая это противоречащим исламу. Это создает конфликты на бытовой основе и негативно отражается на самочувствии общества.

Мединская группа салафитов

Эту группу представляют казахстанцы, получившие образование в университете Джамия в Медине. Это те люди, которые, являясь, в основном, последователями ханбалитского мазхаба, привносят более фундаментальное понимание основ ислама. Мединцы не были замечены ни в одном теракте или выступлении против государства.

Александрийская группа салафитов

Они считают, что казахские традиции имеют исламскую основу; таким образом, они встали на путь общего примирения в части традиций. Эта группа используется в профилактической работе против радикалов в тюрьмах, они также стоят на позициях подчинения правителю.

Последователи Дарына Мубарова

Дарын Мубаров — известный казахстанский проповедник ислама, который ведет свои лекции на казахском языке. Он получил популярность благодаря многочисленным аудиолекциям по различным темам ислама. Это ответвление также относит себя к салафизму. Хотя александрийцы обвиняют их в близости к такфиристам. Их отличие — фундаментальный подход к религии. Они не мадхалиты, но в конфликте с александрийцам.

noroot (2)

«Хабашиты» — последователи Абдаллаха ал-Харари. Абдаллаха ал-Харари до 1940-х годов жил в Эфиопии и Сомали, затем перебрался в Шам. В 1950 г. переехал в Ливан, где и обосновался окончательно. Ал-Харари многое заимствовал из суфизма, но, в отличие от большей части суфиев, проявлял крайние формы такфира, обвиняя в неверии всех, кто был не согласен с ним в отношении божественных атрибутов. Такфир в исламе — обвинение в неверии (куфре).

Наибольшее распространение взгляды ал-Харари получили в Ливане, где множество хабашитских школ и медресе; последователи этого учения представлены в парламенте и даже выдвигались на должность муфтия Ливана. Растет число хабашитов в западных странах, США, Канаде и Австралии.

Последователем этого учения является нынешний глава духовного управления мусульман Украины – Ахмад ат-Тамим. Из Украины хабашиты распространяют свой призыв и в Россию, где с ними нередко активно сотрудничают местные духовные управления, особенно в Дагестане. Хабашиты проявляют крайнюю нетерпимость к своим идеологическим противникам, прежде всего к салафитам. Хабашиты и салафиты расходятся во взглядах богопредставления (например, есть ли у Аллаха рука, увидим ли мы Его в судный день, возвысился ли Он на троне или утвердился?). Порой их споры бывают ожесточенными. В Казахстане они представлены в спорах как раз на эти темы, чаще они проповедуют в мечетях.

noroot (3)

«Суфизм» — течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность. Суфизм на территории Центральной Азии многолик. Суфии часто не только принципиальные противники сторонников «чистого ислама», но могут выступать и за введение шариата, осуждать новшества в исламе (биида), к которым относятся практически все центральноазиатские культурные традиции. В суфизме получило развитие два основных противоборствующих учения: единство бытия Ибн ал-‘Араби и единство созерцания ас-Симани. Также разделение суфизма можно увидеть на примере практики зикра, которое получило противостояние разделением на «тихий зикр» и «громкий зикр».

ЗИКР — Духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога.

Суфийские тарикаты имеют ряд отличительных признаков. Так, согласно суфийскому учению, суфий должен последовательно пройти несколько стадий духовного совершенствования. Этот путь (тарика) мистического познания истины суфий может проделать только под руководством наставника, роль которого чрезвычайно велика. Ученик (мюрид — «ищущий») должен был беспрекословно подчиняться своему учителю (шайху, муршиду) что привело к первому отличительному моменту суфийских организаций – созданию централизованной организации «тарикат».

В Казахстане выделялись в основном два направления — движение Исматуллы Абдыгаппара и последователи Нахшпандийа.

Движение Исматуллы Абдыгаппара

Движение Исматуллы Абдыгаппара запрещено в Республике Казахстан. Эта группа получила широкое распространение на территории Казахстана в середине 90-х годов. В своем становлении она прошла два этапа. Вначале группа базировалась в поселке Карасу Алматинской области, но в конце 1990-х была закрыта, так как работающее при мечети медресе не было зарегистрировано в Духовном управлении мусульман Казахстана, а Исматулла был выдворен из Казахстана. Но с начала 2000 года группа вновь начала свою деятельность в микрорайоне Мамыр Алматы. Но уже в 2011 году Исматулла Абдигаппаров и его сторонники были осуждены в Казахстане на длительные сроки.

Основная идеология строится в проповедовании важности зикра в жизни мусульманина. В особенности через четко разработанную систему громкого зикра, принципа мистического тренинга – рабита и т.д.

Последователи Нахшбандийа

Последователи Нахшбандийа собираются в селении Кусши-Ата, в 15-16 км от Туркестана, на месте могилы учителей Ишан-баба и Абдулвахида Кари. Это направление насчитывает большое число последователей в Узбекистане и в южных регионах Казахстана. Среди адептов культивируются накшбандийские идеалы с обучением неофитов различным видам накшбандийского зикра.

Несколько лет назад журналистам телевизионного проекта «Открытая Азия» удалось снять уникальный материал о жизни суфиев в Узбекистане

Накшбандийская группа «Хазрат Ибрахим» на практике использует тихий зикр. В Казахстане есть назначенные халифы, которые контролируют региональные кружки. После смерти учителя Ибрахим-хазрата это течение разделилось на две группы — последователей Курбанали Ахметова и последователей Насреддин Шейха.

Последователи Накшбандийа обосновывают свою историческую легальность и силсилой, и множеством исторических произведений.

СИНСИЛА — духовная генеалогия, цепь посвящения, обретения благодати от предыдущего шейха.

noroot (4)

«Таблиги Джамаат» — религиозно-миссионерская организация «Таблиги джамаат» возникла в Индии в обстановке острой национально-политической и религиозной конфронтации. Пакистанское миссионерское движение «Таблиги Джамаат» запрещено в Казахстане. «Таблиги джамаат» была создана на базе суннитско-пуританской школы Деобанди, а развилась в 1950-годы в Пакистане.

Это аполитичное религиозное движение, оно не признает института государства в качестве легитимного образования, воспринимая лишь умму в качестве абсолютного авторитета.

Основной вид деятельности — распространение ислама путем дауа, призыва. Они совершают семидневные, трехдневные, 40-дневные выходы с проповедями, когда живут в мечетях, ходят по аулам, распространяя ислам по принципу «от двери к двери». Проповедь миссионеров «Таблиги Джамаат» направлена на приближение этнических мусульман к религиозной практике ислама.

«Таблиги джамаат» присутствует и в других странах Центральной Азии. Узбекистан еще в середине 1990-х годов ограничил деятельность «Таблиги джамаат», а в Кыргызстане, наоборот, сосредоточены их основные региональные центры. В Бишкеке функционирует теологическое учебное заведение «Абдулла Ибни Масгут», срок обучения в котором составляет 6 лет.

noroot (5)

«Такфиристы» — движение Такфир-аль-Хиджра начало свое существование в Египте. Такфир — это обвинение в неверии. Обвинение в неверии бывает трех видов: в отношении конкретного человека, в отношении общества и его этно-культурных традиций (например, строительства мавзолеев, исполнения каких-либо обычаев), в отношении политической системы. Движение Такфир-аль-Хиджра запрещено на территории Республики Казахстан.

Суть идеологии движения сводится к признанию исламистами государства, в котором они проживают, «государством кафиров» (неверных), переезду в другие страны или регионы, где, по их мнению, существует шариатское правление, получение там военного опыта с тем, чтобы в дальнейшем вернуться на родину для развертывания джихада. Также они обвиняют в неверии казахов, не читающих намаз. В отношении объекта такфира они считают допустимыми любые действия, вплоть до убийства.

Такфиристы считают главным уничтожение «ближнего врага» в лице собственных продажных правительств, являющихся послушными исполнителями воли западных государств. Они считают, что после свержения правительств собственных стран и установления истинно исламских режимов в соответствии с кораническим правом смогут перейти к следующей фазе джихада – уничтожению «дальнего врага». Эта стратегия исламского джихада вызывает наибольшие споры среди исламистов, так как предполагает уничтожение других мусульман.

ДЖИХАД — борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и так далее).

Стратегия джихада в трактовке такфиристов вызывает наибольшие споры, так как предполагает уничтожение других мусульман. Такфиристы считают главным уничтожение «ближнего врага» в лице собственных продажных правительств — послушных исполнителей воли западных государств. Они считают, что после свержения правительств собственных стран и установления истинно исламских режимов смогут перейти к следующей фазе джихада – уничтожению «дальнего врага».

noroot (6)

«Джихадисты» — организация «Аль-Джихад» и «Аль-Каиде», которая лежит в основе направления запрещена на территории Республики Казахстан. Джихадистами называют всех представителей экстремистских течений в исламе, которые объявляют священную войну против тех, кого они считают неверными. Чаще всего, это люди, участвующие в военных действиях на стороне ДАИШ (Исламское государство Ирака и Леванта) в Сирии.

Они выносят обвинение в неверии и объявляют священную войну — джихад. В Казахстане при проведении оперативных мероприятий выяснялось существование на нашей территории такфиро-джихадистские джамаатов. Идейную основу этому направлению в свое время заложил египетский проповедник Абдсалам Фараг, когда объявил, что джихад является шестой обязанностью (фарзом) мусульман, и создал организацию «Аль-Джихад», которая позже трансформировалась в «Аль-Каиду».

Стратегия джихадизма проповедуется террористическими организациями, борющимися со светской властью своих стран. Самыми крупными из них являются «Джама’а исламийа», «Аль-Джихад», «Союз исламский Джихад», «Исламская партия Узбекистана» и пр.

Идеологи этих движений определяют современные мусульманские государства термином «джахилийа», государством тагута, то есть относят их к обществам, находящимся в том же непросвещенном языческом состоянии, в котором они находились до начала ниспослания откровений Пророка Мухаммада.

Лидеры этих стран, по их мнению, являются отступниками, так как отказываются ввести шариатское право (законы шариата), следовать догмам Корана и вести истинно исламский образ жизни, а потому заслуживают смерти. Джихадисты призывают к свержению подобных режимов, так как идеология исламских террористов исключает мирные способы борьбы с еретиками.

Начиная с 2004 года, Казахстан последовательно запрещает на своей территории деятельность террористических и экстремистских организаций. Это делается по решению суда. На начало 2016 года в списке запрещенных числится 21 организация. Полная хронология решений судов в нашей хронике.

Ученые считают, что бороться с исламофобией и чуждыми для Казахстана течениями можно только знаниями. Поделитесь, пожалуйста, данным обзором с друзьями в социальных сетях.