Поймать коллекторов на нарушении закона оказывается не так просто. Чаще всего заемщики жалуются, что с ними ведут некорректные беседы. Но доказать это становится сложным, потому что сами коллекторы не ведут обязательной записи всех телефонных разговоров, передает alau.kz
В Казахстане к коллекторским агентствам применили 5 штрафов и 5 письменных предписаний за нарушения. Это данные за второй квартал года. В числе этих десяти мер нет ни одной, примененной в Костанайской области. Статистика хорошая, но за ней скрывается пробел в законодательстве. Касается он записи телефонных разговоров коллектора и заемщика.
«Очень часто к нам обращаются о том, что к ним звонят, разговаривают некорректно. После того, как мы запрашиваем информацию о некорректном разговоре к нам посылают информацию о том, что разговора в принципе как такового не было. И к сожалению, мы этого доказать не можем,»- рассказал главный специалист отдела Костанайского филиала Национального Банка РК Асхат Нурманов.
Костанайский филиал уже обращался в главный офис Национального Банка. Они предлагали обязать коллекторов вести запись всех телефонных разговоров. Это предложение все еще не принято. Сами заемщики могут обращаться с жалобами на угрозы коллекторов до 10 раз за полгода, но доказать эти факты не могут и они. Должники не ведут запись разговора. А привлечь оператора связи, способного помочь, оказывается тоже невозможно.
«К сожалению, у нас нет таких полномочий, чтобы мы могли запрашивать аудиоразговоры, например у того же «Казактелекома». То есть мы работаем над тем, что нам предоставляет само коллекторское агентство. Если мы где-то в ходе записи, которую делает коллекторское агентство, выявляем какой-то факт того же понуждения либо ущемления каких-то прав, мы тогда начинаем реагировать,»- сказал Асхат Нурманов.
Выход остается один — самостоятельно записывать все телефонные разговоры с недобросовестными коллекторами. Другого способа доказать их некорректный тон в беседах пока нет. Записывать лучше каждый звонок. Ведь со слов заемщиков и это правило часто нарушается. Коллекторы могут звонить только в будни с 8 до 9 вечера и только 3 раза в день. Такие записи заемщика помогут Национальному Банку привлечь нарушителей к ответственности.
Узнать о своих правах в отношениях с коллекторскими агентствами заемщики могут через приложение «НБК Online». Для получения консультаций и помощи должники также могут обратиться в общественную приемную Костанайского филиала Национального Банка. Она находится по адресу Баймагамбетова, 195. Телефоны: 99-09-20, 99-09-21.