
Экспертиза скорректированных типовых учебных программ уже началась. Работа комиссий организуется и проводится Республиканским научно-практическим центром экспертизы содержания образования.
В данный процесс вовлечено более 400 ученых и преподавателей всех предметов, передает kazpravda.kz
Как отмечают в Министерстве просвещения, ключевыми направлениями текущей модернизации станут снижение учебной нагрузки на обучающегося в соответствии с международными образовательными стандартами, усиление обучения естественно-математическим предметам на основе подходов STEM-образования, а также воспитательного компонента.
В ведомстве заверяют, что структурные основы сохранены. Изменения коснутся лишь содержания целей обучения и ожидаемых результатов по предметам. Основной упор делается на усиление воспитательного компонента на основе национальных ценностей и казахстанского патриотизма, интеграции положений концепции «Толық адам».
В содержание учебных программ уже внесен ряд корректировок, которые будут обсуждаться с педагогической общественностью. В целях усиления ценностного компонента по начальному образованию разработаны проекты отдельных учебных программ по предметам «Изобразительное искусство» и «Трудовое обучение». По предмету «Музыка» предлагается ввести слуховое обучение игре на домбре с 1-го по 6-й класс.
По предложению учителей-предметников естественно-математического цикла программы предметов «Естествознание» и «Познание мира» интегрированы в программу «Познание мира». По предметам «История Казахстана» и «Всемирная история» содержание учебных программ сформировано на основе периодизации в контексте обеспечения синхронности изучаемых тем. Для школ с неказахским языком обучения разработаны проекты отдельных учебных программ по предметам «Қазақ тілі» и «Қазақ әдебиеті», а для классов с казахским языком обучения – по предметам «Русский язык» и «Мировая литература».
Для 9-го класса разработан проект программы интегрированного предмета «География. География Казахстана» с усилением в содержании казахстанского компонента. По предмету «Химия» пересматривается содержание учебной программы 7–9-х классов, 10–11-х классов не только для гуманитариев, но и естественно-математического направления.
В начальной школе поменяется и подход к преподаванию иностранных языков. В частности, программы 1–2-х классов интегрированы в программы 3–4-х классов. Также пересматривается содержание учебных программ 5–11-х классов по английскому, немецкому и французскому языкам.
По учебным предметам «Букварь», «Обучение грамоте» конкретизированы ценности в целях обучения, уточнена взаимосвязь разделов. По казахскому языку и литературе 1–11-х классов вносятся содержательные изменения в контексте преемственности, линейности и синхронности изучаемых тем.
Изменения коснутся и предмета «Физическая культура», в котором разделы и подразделы систематизированы.
Немаловажно, что в учебных программах предусматриваются дополнительные часы на повторение и закрепление учебного материала.
«Разработчиками осуществляется подготовка методического руководства и методических рекомендаций по реализации ГОСО и типовых учебных программ. Согласно графику будет проводиться апробация типового учебного плана и типовой учебной программы начального, основного среднего и общего среднего образования на базе пилотных школ, ведется подготовка, разрабатывается методология апробации учебных программ. По ее итогам будет проводиться мониторинг результатов и доработка их содержания», – сообщили в Министерстве просвещения в ответе на официальный запрос.
Кроме того, по информации Комитета по охране прав детей, разработаны и утверждены методические рекомендации по ведению внутришкольного учета для организаций среднего образования. Им будут охвачены обучающиеся с низкой успеваемостью, систематически пропускающие занятия, нарушающие устав школы и правила внутреннего распорядка. Как отметила заместитель председателя комитета Юлия Овечкина, внутришкольный учет поможет своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в особом педагогическом внимании и комплексной поддержке.
– На сегодняшний день всеми школами уже ведется внутришкольный учет. В целях формирования единого подхода нами были разработаны соответствующие методические рекомендации. Теперь каждому ребенку, состоящему на внутришкольном учете, будет оказана всесторонняя помощь, которая включает в себя организацию дополнительных занятий, раскрытие его творческого, спортивного потенциала, оказание социальной и психолого-педагогической поддержки, – отметила Юлия Овечкина.
Решение по постановке учащихся на внутришкольный учет принимается Советом профилактики организации образования. Это, как заверяют в ведомстве, не влечет правовых последствий. Главное предназначение – профилактика правонарушений.
Еще одна проблема, которая уже давно вызывает нарекания общественности, касается веса рюкзаков школьников. По этому поводу даже есть шутка: «У первоклассников такие портфели, как будто они в любой момент готовы уйти из семьи и начать новую жизнь».
На этот вопрос обращало внимание руководство страны. В сентябре прошлого года Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на очередном заседании Высшего совета по реформам, высказался о необходимости максимальной цифровизации учебного процесса. «Очень много жалоб также поступает в связи с тем, что дети вынуждены носить большие и тяжелые рюкзаки с учебниками. Это, несомненно, негативно сказывается на здоровье детей. Поэтому считаю необходимым ускорить перевод учебных материалов в цифровой формат», – подчеркнул тогда Глава государства.
Министерством здравоохранения регламентированы нормы веса каждого учебника и их комплекта. Так, в действующих гигиенических нормативах к учебным изданиям (п. 4 приказа МЗ РК от 02.12.2021 г. № ҚР ДСМ-124) закреплен вес одного учебного издания, который не должен превышать 300 граммов для учащихся 1–4-х классов, 400 – для 5–6-х классов, 500 – для 7–9-х классов и 600 – для 10–11-х (12) классов. Отклонение от этого веса допускается, но не более чем на 10%.
В Минпросвещения отмечают, что используемые в школах учебники прошли экспертизу и соответствуют указанным весовым ограничениям. Это подтверждается наличием санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Национальным центром экспертизы Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава РК.
Что касается процесса цифровизации в образовании, то он идет, но не так быстро, как хотелось бы. На сегодняшний день в Казахстане в семи тысячах школ внедрены образовательные платформы (Kundelik, Білімал, EDUS и другие) для ведения электронных журналов и дневников, оценивания, передачи домашних заданий, формирования планов и дистанционного обучения. Также имеются дополнительные сервисы: школьные мобильные приложения, аналитические дэшборды, меню столовых и т. д. 79% учебников в настоящее время переведены в цифровой формат и прошли госэкспертизу. Стопроцентный охват предметов цифровыми учебниками запланирован в 2024 году.
Наряду с этим в качестве дополнительных учебных материалов в школах активно используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) с мультимедийным контентом. На сегодня создано более 50 тыс. ресурсов, которыми охвачены практически все предметы по всем уровням образования. С начала текущего года к ЦОРам подключены 6,7 тыс. школ, ежедневно к ним обращаются 3 млн учеников и учителей.
В целом, согласно разработанной Дорожной карте по цифровизации учебного процесса, в ближайшие годы планируется проводить соответствующую подготовку педагогов, расширить применение цифровых учебников и специальных образовательных платформ, продолжить оснащение образовательных учреждений техникой.
Но прежде в регионах необходимо подключить все школы к Интернету и принять меры по увеличению его скорости. Поэтому школьникам, в прямом смысле, пока легче не станет…
Мы есть в youtube социальных сетях ВК, в Одноклассники, Фейсбук , Tik Tok и Инстаграм. Хотите получать новостную рассылку? У вас есть новости: фото, видео? Наш номер в WhatsApp и Telegram 8-707-558-35-13. Отправляйте заявку, мы добавим ваш номер в рассылку.