Стоимость комуслуг в Казахстане заметно выросла. LS узнал мнение эксперта, с чем это связано.
Согласно данным Бюро нацстатистики, в Казахстане наиболее существенно за год подорожало центральное отопление. В сентябре 2024 года стоимость данной комуслуги составляла 5,2 тыс. тенге за Гкал. Это на 29,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с январем этого года тариф вырос на 12,1%.
Также более чем на 23% за год подорожала услуга подачи горячей и холодной воды – на 23,5% и 23,8% соответственно. С начала года питьевой ресурс увеличился в цене сразу на 15,6%, до 87,48 тенге за куб. м. За этот же период горячая вода выросла в цене на 7,3%, до 419 тенге за куб. м.
Тариф за электроэнергию по сравнению с сентябрем 2023 года вырос примерно на 22%, до 21-35 тенге за кВтч. С начала года увеличение составило около 12%.
Наименее активно дорожает природный газ, транспортируемый по распределительным сетям. Его цена изменилась за 12 месяцев на 11,2%, с начала года – на 10,8%, до 33,44 тенге за куб. м.
Между тем интенсивный рост тарифов на коммунальные услуги продолжится в ближайшие три-пять лет, согласно прогнозу главы Ассоциации КазЭСО Сергея Агафонова.
Он связывает это с тем, что страна нагоняет отложенное увеличение предыдущих лет.
«Я называю это социальным заигрыванием с населением, когда цены сдерживались на протяжении продолжительного времени. Помимо этого, в электроэнергетике влияние оказывает и дифференциация по группам потребления. Предприятия платят больше, чем физические лица, но потом закладывают расходы в стоимость продукции. В результате расходы населения косвенно растут при покупке товаров», – пояснил собеседник LS.
Он добавил, что после выравнивания тарифов до уровня рыночных показателей через данный период рост продолжится. Но он не будет таким динамичным. По прогнозам эксперта, в последующие годы повышение тарифов будет происходить по формуле «инфляция +», так как энергетическая отрасль должна развиваться опережающими темпами.
По мнению Агафонова, это касается всех видов комуслуг, как электроэнергии, так и водоснабжения.
Между тем для успешного развития, по мнению эксперта, нужно решить две важных проблемы.
Во-первых, нужно сделать прозрачной программу «Тариф в обмен на инвестиции». По подсчетам собеседника LS, в результате отсутствия в сфере поставок ТМЦ и ремонтов энергооборудования конкуренции и транспарентности нерациональные расходы достигают 30%. Причина, по мнению Агафонова, в том, что большинство поставщиков и подрядчиков аффилированы с заказчиками.
Во-вторых, рынок электроэнергии сейчас максимально монополизирован. Эксперт напомнил, что с 1 января 2025 года электроснабжение и юридических лиц, и населения будут осуществлять только региональные электросетевые компании (РЭК).
«Никакого снижения тарифов в связи с исключением энергоснабжающих организаций не произошло и не произойдет. Функции сбыта останутся, но теперь перейдут другому игроку. При этом РЭК сможет манипулировать снабженческой надбавкой, то увеличивая ее, то уменьшая, направляя часть расходов в тариф на передачу электроэнергии. Таким образом, прозрачность в этой сфере сильно ухудшится. В то же время, согласно тому же третьему энергетическому пакету в Европе, гораздо эффективнее, когда функции передачи и сбыта разделены. Причем последнее должно быть передано в конкурентную среду», – пояснил Агафонов.
Он добавил, что монополизация рынка, как правило, не приводит к эффективному управлению отраслью и снижению цен. Для этого, по мнению собеседника LS, нужна конкуренция.