
pixabay.com
В стране готовятся ужесточить ответственность для продавцов и компаний, вводящих покупателей в заблуждение. Соответствующие изменения предусмотрены законопроектом о защите прав потребителей, сообщил депутат Мажилиса Мурат Абенов, передает lsm.kz
Деньги за товар вернут, но еще и оштрафуют
По словам депутата, новые нормы предполагают увеличение штрафов за нарушение прав потребителей. Теперь продавцу будет не только обязательно вернуть деньги за некачественный или несоответствующий товар, но и дополнительно выплатить штраф.
«Мы увеличиваем штрафы за нарушение прав потребителей. То есть продавец должен будет вернуть деньги за товар и еще сверху выплатить штраф. Например, вернет 1 млн тенге за товар плюс 100 тыс. тенге штрафа. Предпринимателю должно быть невыгодно нарушать права потребителей», – подчеркнул Мурат Абенов.
Сначала претензия, потом суд
Законопроектом также предусматривается упрощение для граждан порядка обращения с жалобами. Покупатель сможет направить претензию напрямую продавцу. Если в течение 10 дней ответа не последует, у него появится право обратиться в суд.
При этом депутат напомнил, что граждане и сейчас могут сразу подавать иски:
«Каждый гражданин имеет право на правосудие, это прописано в Конституции. Иногда судьи предлагают сначала обратиться в другие инстанции, потому что не хотят заниматься такими делами. Но это неправильно», – отметил он.
Переписка в WhatsApp станет частью договора
Одна из ключевых новаций касается онлайн-покупок и дистанционной торговли. В законопроекте закрепляется, что переписка в мессенджерах, аудиосообщения и видеозаписи могут считаться частью договора между покупателем и продавцом.
«Сейчас у многих онлайн-договоры, на руках у людей никаких бумаг нет. Поэтому мы предусмотрели, чтобы любой разговор, видеозапись, переписка в WhatsApp считались частью соглашения. Если мы всё обсудили в мессенджере, я перевел деньги, а продавец написал, что гарантия — три года, то это уже договор. И если обязательства не выполнят, продавец не сможет сказать: «У нас с тобой ничего нет, я ничего не подписывал»», – пояснил Абенов.
По его словам, эта норма нужна для того, чтобы уравнять позиции простых граждан и компаний, которые располагают штатом юристов.
«Главный принцип – быть на стороне людей»
Депутат также напомнил, что при рассмотрении законопроекта о банках парламентарии уже инициировали поправки, усиливающие защиту обманутых клиентов финансовых организаций.
Он рассказал, что после этого банки направили коллективную жалобу на него и депутата Бакытжана Базарбека, однако к парламенту за месяц обратились около 500 граждан, ставших жертвами мошеннических онлайн-кредитов.
«Главный принцип закона о защите прав потребителей – быть на стороне простых людей, обманутых бизнесом. Против них выступают целые предприятия, и они изначально сильнее в этом споре», – резюмировал Мурат Абенов.
Переводы превращаются в доход: новых правил по картам не избежать
Лисы уже в Костанае. Жители многоэтажек боятся выходить на улицу
Мы есть в YouTube и в Google News, в социальных сетях ВК, Одноклассники, Фейсбук, Tik Tok и Инстаграм. Хотите получать новостную рассылку? У вас есть новости: фото, видео? Наш номер в WhatsApp и Telegram 8-707-558-35-13. Отправляйте заявку, мы добавим ваш номер в рассылку.
