
Восемь лет потребовалось, чтобы в Костанайской области создать безбарьерную среду на более 1100 социальных объектах. Однако, в регионе по-прежнему достаточно мест недоступных людям с инвалидностью. Более 28 тысяч инвалидов области ежедневно сталкиваются с трудностями в передвижении. На психфаке костанайского госуниверстета решили поднять эту проблему, так как изучают ее сразу с двух сторон: с социальной и психологической, сообщает alau.kz.
18 лет назад впервые в стране на базе КГУ им. А.Байтурсынова был создан Центр инклюзивного образования, тогда 29 инвалидов получили возможность учиться бесплатно на заочном отделении. Профессор кафедры психологии и педагогики Лилия Саркисян отметила, что в то время они начали развивать принцип «разные, но равные» и продолжают это делать сегодня, проводя на базе университета диалоговую площадку с участием чиновников, учителей и совета матерей.
«Мы должны обеспечить людям с ограниченными возможностями комфортную жизнь, такую чтобы они не чувствовали свои проблемы, то есть мы своим вниманием, заботой, созданием адекватных условий должны компенсировать в какой-то мере те проблемы, которые эти люди имеют», — говорит Лилия Саркисян.
А главная трудность, которую испытывают инвалиды — бесконечные барьеры в городской среде. В отчетах же чиновников совершенно другая картина.
«В 2019 году было адаптировано 149 объектов к нуждам инвалидов», — сообщила руководитель отдела Управления координации занятости и социальных программ акимата Костанайской области Каламкас Акатаева.
В 2020 году планируется адаптировать еще 98 объектов. К слову, эту работу начали еще 8 лет назад. За это время было адаптировано 1166 зданий школ, больниц, аптек, почты. Каламкас Акатаева, добавила, что для удобства инвалидов в Костанае, Рудном, Аркалыке и Костанайском районе действует «Инватакси». Однако из приведенной статистики следует, что только чуть больше 600 человек воспользовались услугами спецтакси в этом году.
«А что чувствует человек, когда он чего-то хочет с точки зрения психологии, то есть, потребность и не может реализовать ее? Это состояние называется депривация, когда человек напряжен, когда человек может впасть в уныние», — говорит Лилия Саркисян.
Все эти чувства испытывают люди с ограниченными возможностями. Поэтому очень важно выводить их из этого состояния особенно в школьном возрасте. Для этого все школьные учителя должны пройти подготовку, пока это сделали только 628 педагогов.
«Учителя хотят, чтобы их научили, как практически работать с такими детьми. Как сегодня в обновленном содержании образования работать с СОРами и СОЧами. То есть, как их готовить», — говорит заведующий кафедрой инновационного образования и информационных технологий института повышения квалификации педагогических работников «Орлеу» Камиль Ибрагимов.
На мероприятии выступали матери детей-инвалидов, которые нашли ответы у психологов и задали вопросы чиновникам.